4. «Хочешь ли быть здоров?» (Евангелие 4-й Недели по Пасхе, о расслабленном)

Четвертое воскресенье после Пасхи называется «Неделей о расслабленном». Свое название этот воскресный день получил благодаря Евангельскому чтению, которое звучит на Божественной Литургии. Почему в светлый пасхальный период Церковь обращает наше внимание на исцеление Господом человека, лежавшего в расслаблении 38 лет (Ин. 5:1-15)?

Это произошло в Иерусалиме на иудейский праздник, как предполагают, на праздник Пятидесятницы, возле так называемых Овечьих ворот. Здесь находилась купальня, небольшой пруд, под названием «Дом милосердия» (по-еврейски Вифезда). К этому водоему приводились жертвенные овцы, где их умерщвляли и готовили к последующему принесению в жертву в ветхозаветном храме. Кроме того, вокруг водоема располагались крытые террасы или «пять крытых ходов», как говорится в Евангелии (Ин. 5:2), в которых лежало множество больных  — «слепых, хромых, иссохших» (Ин. 5:3). Вода в источнике обладала чудодейственной силой, от которой больные ожидали исцеления.

Известный толкователь Священного Писания блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.), обобщая мнение святых отцов, приходит к выводу, что источник или купальня, в которой происходило омовение жертвенных животных,  напоминает нам о Святом Крещении Спасителя в водах Иордана. Действительно, Христос — Агнец  (в переводе с церковнославянского языка, «ягненок»), Который приносится в жертву Богу для очищения грехов всего мира.  Образ погружения в воду с последующим ветхозаветным жертвоприношением напоминает нам весь путь Господа в Его земном служении, который заканчивается страданиями и смертью  на Голгофе.

К «слепым, хромым, иссохшим» людям, пришедшим (или принесенным) к святой купели, и приближается Господь, чтобы сотворить чудо. Не нужно исключать себя из этого перечня. В Евангелии нет ничего, что бы не относилось к каждому из нас без исключения! Ты не считаешь себя слепым? Но умеешь ли отличить добро от зла? Ходишь прямо, никогда не спотыкаешься, а как насчет добрых дел, не хромаешь ли на обе ноги, пытаясь совершить хотя бы самое простое из них?... А под «иссохшими» святые отцы понимали людей, отчаявшихся в попытке совершить в жизни что-либо доброе, «иссохших» без животворящей благодати, которую Господь щедро подает в церковных Таинствах и искренней молитве к Богу.

Среди пришедших к источнику людей Господь находит одного человека, который был «в болезни тридцать восемь лет» (Ин. 5:5). «…Увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?» (Ин.5:6). Вопрос, который задает Иисус, на первый взгляд может показаться неуместным, однако в нем заключается очень глубокий смысл. Когда у больного человека, парализованного тридцать восемь лет, спрашивают, хочет ли он стать здоровым, это равносильно тому, чтобы спросить: «Хочешь ли, чтобы с тобой произошло чудо, которого еще никогда не бывало в Израиле и которое может совершить Один только Бог?»

Ответ расслабленного человека заслуживает самого пристального внимания. Что бы ответили мы, если бы услышали вопрос, заданный из самых лучших побуждений, но кажущийся неуместным? Пожалуй, снисходительно поблагодарили бы и отвернулись, или, почувствовав доверие, пожаловались бы на судьбу, или со слезами упрека намекнули бы человеку, что его вопрос вызывает раздражения? Но что говорит расслабленный? «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7)

Прежде всего, потрясает то, что больной назвал Человека, Которого видел в первый раз (иначе быть не могло,  ведь он был парализован), —Господом. Это ли не является свидетельством его особого душевного устроения, свидетельством его духовных поисков и молитвенного предстояния Богу! С кротостью и смирением он намекает на то, что был бы рад воспользоваться помощью незнакомца, способного сотворить чудо. Однако его мысли были связаны с купальней, куда «Ангел Господень по временам сходил ... и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин.5:4).

Возмущение воды, по мнению святых отцов, символизирует действие духов злобы, возмущающихся от приближения Божественной Благодати.  Конечно, Сам Бог творит чудеса при участии Своих помощников, святых Ангелов. И входить в «воду», где совершается Божье чудо, необходимо «первым», то есть, незамедлительно, не откладывая на потом. Таинство, подобное Святому Крещению, совершается в Церкви изо дня в день — это Таинство Покаяния (или Исповеди, хотя исповедание грехов является только его частью). Это Таинство тоже служит для очищения от грехов, но водную купель в  нем символически заменяют слезы.

Именно к слезной купели покаяния призывает Господь всех, кто принял Святое Крещение и терпеливо следует по пути христианской жизни вперед. Не может человек, живя в мире (а не в ангельской среде), не испытывать в большей или меньшей степени воздействие духов злобы, возмущающих мир! Время от времени им дано одерживать перевес, чтобы так сказать, «являя себя», испытывать христиан на приверженность делам света, то есть, промыслу Божию. Но нельзя медлить, когда Бог призывает к покаянию, ибо «под лежачий камень вода не течет»! А тому, кто стремится сделать это «первым», иначе сказать, самоотверженно, решительно, с полным пониманием своей прирожденной греховности и одновременно с преданностью воле Божьей, в большей степени и подается духовная Благодать.

«Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний» (Ин. 5:8-9). Мгновенно произошло чудо, без лишних слов — лишь по одному слову Божьему. Господь первый встречает человека там, где видит его веру, спешит навстречу, как евангельский отец в притче о блудном сыне (Лк. 15:11-32). Но все ли радуются происходящему чуду? Конечно, нет, потому что духам злобы открыт доступ в сердца людей, у которых Божья Благодать вызывает возмущение. «...Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели» (Ин. 5:10).

Чем же заканчивается этот жизнеутверждающий, поистине «пасхальный» рассказ, повествующий о силе веры человека и всемогуществе Творца? «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Грех — источник нашего духовного нездоровья, которое вызывает нарушение гармонии в человеческом организме и парализует его душевные силы. «Не грешить больше» должно стать девизом всех, кого коснулась Божья Благодать и кто стал на путь спасения.  Живя в современном мире, не грешить сложно, но стремиться к праведности можно и просто необходимо, «ибо все возможно верующему» (Мк. 9:23).

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано в газете "Воскресение" № 4, 2018 г.


Назад к списку